История отечественного предпринимательства

История российского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

Еще в Древней Руси вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

Древние купцы не были выведены в отдельное сословие, поскольку предпринимательством и торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе князья и бояре. Однако уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание. И в первом русском своде законов «Русская Правда» торговой, предпринимательской деятельности было отведено важное место. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег в рост из определенного условного процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

В эпоху Ивана Грозного «флагманом» российского предпринимательства становится род Строгановых, купеческие корни которого уходят еще в Новгород 15 века. Особое значение приобрела торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья, посредством которой, по сути дела, началось активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

Уже в 16-17 вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. Именно в то время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своего рода прообраз всероссийского рынка. В 17 веке из Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.

Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Три четверти купеческих родов, не достигших ста лет, возникли в середине – второй половине 18 века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в 19 век. В общем их всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая часть имела предпринимательские корни в 17 веке, а то и глубже.

К середине 17 века торговые связи приобрели государственный характер. Усилилась связь купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством. Иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю. Таким образом, торговые уставы ограждали русских торговцев от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Сын царя Алексея Михайловича, великий реформатор Петр 1 впервые открыл дорогу индустриальному предпринимательству. На этот путь вполне естественно вступили выходцы из тех самых трудовых низов, которые получили свою подготовку в области так называемых «народных» ремесленно-кустарных промыслов Московской Руси. Вот почему большая часть русских предпринимателей петровского времени вышла, как и в более поздний период, из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских – из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Зимины, Коншины, Балины, Горбуновы. По сути, промышленность в России «выросла» из торговли.

Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в 18 веке шло по пути отмены ограничений. Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II упраздняется получение «разрешительных указов на открытие нового предприятия и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех». Одновременно было объявлено об уничтожении монополий («за вредни») и введении полной свободы торговли. Этот период был отмечен исключительной яркостью по необычайной интенсивности процесса индустриализации и по роли в нем частного предпринимательства.Купцы были разделены на гильдии с соответствующими привилегиями. Опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые с полным основание можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий только за 18 век увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относится к металлургической промышленности. В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности; с другой стороны – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности.

Особый этап развития российского предпринимательства приходится на конец 19-20 вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 - начале 20 века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.

На современном этапе положение российского предпринимательства изменилось. Русский рубль уже не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная продукция зачастую не выдерживает иностранной конкуренции. 

Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в 19-20 вв. государство делает  всё необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. И на этом пути, наряду с усовершенствованиями законодательства и контролем за его выполнением, развитием форм сотрудничества в деловом мире, установлением льготного кредитования и налогообложения приоритетных сфер экономики, разработкой и реализацией федеральных и муниципальных программ по развитию предпринимательства,   принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимания особой роли предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного её экономического роста.